В чем разница между арнис, эскрима и кали?

Принципиальной разницы нет. В сообществе боевых искусств принято использовать разные термины, чтобы подчеркнуть территориальные различия в  происхождении или обозначить временные рамки, когда то или иное филиппинское боевое искусство появилось. Эти три названия, как и многие другие, по сути обозначают группу стилей с похожими техниками рукопашного боя и работы оружием и методами их изучения. Практикующие эти боевые искусства отличаются тем, что одинаково хорошо владеют и оружием, и руками.
Эскрима и арнис сейчас более распространенные термины на Филиппинах. Кали – наиболее древний термин, в силу того, что было запрещено в период испанской оккупации, употребляется реже.

Пекити тирсия кали – это школа или один из стилей кали. Т.к. кали – наиболее древнее, исконное филиппинское название (эскрима сформировалась под влияние испанцев, арнис имеет современное происхождение), то техники пекити тирсия более традиционны для Филиппин.

Филиппинские боевые искусства известны как искусства боя с оружием. Как на счет рукопашного боя?

Многи считают, что филиппинские боевые искусства - это бой на палках и только. Типичное заблуждение. На самом деле ротанговые палки - это один из главных снарядом, используемых в тренировках. Конечно, палки можно использовать в бою, но это не единственное, что есть в арсенале этих боевых искусств. У филиппинцев есть все необходимые техники для работы с вооруженным или безоружным противником. А работают тем, что является более подходящим в данной конкретной ситуации - и палками, и ножами, и голыми руками. Еще одна отличительная черта филиппинских боевых искусств - она учат гармонично использовать навыки рукопашного боя и техники работы оружием, эти техники взамосвязаны. Именно поэтому филиппинские боевые искусства следует понимать как целостную систему разнообразных техник, а не просто борьбу на палках.

Также не забудьте, что есть стили, которые вообще не используют палок в тренировках. Думог, Сикаран, Панантукан - все это примеры филиппинских боевых искусств, основанных исключительнно на техниках рукопашного боя.

Пекити тирсия кали здесь - вполне традициоонное для Филиппин боевое искусство. В нем активно используются палки, различные виды ножей, меч, копье и пустые руки.

Почему филиппинские боевые искусства считаю простыми?

Когда говорят о простой или упрощенной манере движения, имеют в виду не слабую эффективность этих боевых искусств, а системный подход к выбору техник. Филиппинские боевые искусства были созданы с тем расчетом, чтобы их легко было изучать. Это боевое искусство изначально создавалось, чтобы за короткое время научить крестьян защищать свои земли от нападок жителей других поселений или иностранных захватчиков. Не было времени и причин учить вычурным, сложным техникам или приемам, требующим специальных способностей. Полезны только те навыки, которые доказали свою эффективность и которым легко обучить. Жизни людей, которые учились этим боевым искусствам, зависели от их эффективности и простоты. В большинстве своем среди этих людей не было ни профессиональных солдат, ни воинов, только крестьяне, которым нужно защитить свою территорию. Часть из них вообще не имели таланта, склонности к боевым искусствам. Выбор был не большой: или научиться или погибнуть в бою. Нет времени обстоятельно учить драться, если деревня подверглась внезапному нападению. Таким образом, в самое короткое из возможного время нужно учить самым эффективным и привычным с двигательной точки зрения приемам. Это философия простоты до сих пор присуща филиппинским боевым искусствам и является их отличительной особенностью.

В пекити тирсия кали есть стиль женской самообороны баджак. Простыми и эффективными приемами здесь женщины овладевают уже на первых занятиях, а года достаточно, чтобы достичь навыков уровня мастера.

Почему часто о филиппинских боевых искусствах говорят "больше, не значит лучше"?

Придерживаясь философии простоты, большинство техник даются ученику сразу на начальном этапе обучения. Это важная отличительная черта филиппинских боевых искусств. Ученик может выбрать то, что подходит ему лично и создать свою личную тактику ведения боя. Базовые, но глубоко изученные принципы более важны, чем множество "сырых" техник. Разница между опытным воином и новичком не в знании большего количества приемов, но в мастерстве исполнения меньшего количества лично отобранных для себя техник. Каждый боец филиппинских боевых искусств владеет небольшим ядром универсальных приемов, которые могут быть использованы во множестве различных ситуаций.  Принцип простоты лежит в основе всех прочих принципов филиппинских боевых искусств.

Почему названия приемов так отличаются?

У каждого бойца своя манера ведения боя, свои вариации общих техник. Это объясняет, почему для филиппинских боевых искусств характерно множество разных названий одних и тех же техник. Основа у этих искусств схожая, но есть вариации. Это особенно хорошо видно, если сравнивать филиппинские боевые искусства, например, с японскими.

Также не забывайте, что на Филиппинах 7 107 островов. На каждом острове свой диалект, язык многих островов не имеет ничего общего с языками соседних. Нет ничего удивительного, что один простой прием имеет тысячи названий – все они верные.

Некоторые базовые принципы и характеристики филиппинских боевых искусств

  1. Используем только те приемы, которые доказали свою эффективность и которым легко обучить.
  2. Во всем придерживаемся принципа простоты.
  3. Каждый практикующий филиппинские боевые искусства владеет небольшим набором техник, отобранных и подогнанных под себя.
  4. Рукопашных бой и оружие могут чередоваться.
  5. Манера движений – плавная, текучая.
  6. Используем углы, чтобы свести на нет атаки противника.
  7. Для атаки используем центральную линию углов (биссектрису).

Являются ли филиппинские боевые искусства композитными?

Безусловно. Если идея состоит в том, чтобы использовать только то, что работает, то постоянно будут появляться новые техники. Какие-то приемы разрабатываются самостоятельно. Какие-то заимствуются из других систем, искусств и ассимилируются.

Источники, откуда иностранные боевые стили проникали в филиппинские боевые искусства:

  1. Внешняя торговля – Филиппины расположены на пересечении важных мировых торговых путей. Это создало благоприятные условия для культурного обмена и проникновения боевых искусств других народов в культуру филиппинцев.
  2. Оборона – Филиппины вынуждены были защищаться от нападок иностранных захватчиков, а также сражаться между собой. Собственные техники совершенствовались, отрабатывались на врагах или заимствовались у них.

Как можно охарактеризовать филиппинские боевые искусства в целом?

Общие характеристики меняются от стиля к стилю. Картинка ниже иллюстрирует филиппинские боевые искусства на фоне других. Эти характеристики общие для всех искусств. Действительно, Нет способа сравнивать боевые искусства как-то иначе, кроме как по общим параметрам. С одной стороны боевое искусство может казаться линейным (движении прямолинейные), с другой – круговым (движения закругленные). Здесь представлены только общие параметры.

Значок Боевое искусство Общая характеристика
Филиппинские боевые искусства Линейные, внешние, жесткие/мягкие
Шотокан каратэ Линейное, внешнее, жесткое
Тайцзы цуань Круговое, внутреннее, мягкое

Почему для филиппинских боевых искусств характерны движения по треугольникам, кругам или полукругам?

Треугольник – очень важный символ в филиппинских боевых искусствах. Треугольник – самая устойчивая геометрическая фигура и используется в качестве символа силы, крепости. Многие школы включают треугольник в свои эмблемы. Треугольник также используется для описания теоретических основ. Вот некоторые их таких основ – работа ногами, стойка, принципы обезоруживания противника, построение атак.

Влияние круговых аспектом можно легко увидеть в системе Kali Villabrille/Largusa, где они противодействуют атакующим углам. Однако наиболее ярким примером круговых движений в филиппинских боевых системах будет обезоруживание пустыми руками и перемещения.