Мой дед хотел, чтобы я тщательно изучил все аспекты системы пекити-тирсия: физику, логику и философию. Я прошел путь обучения от базовой концепции пекити-тирсия как искусства рукопашного боя через научное обоснование эффективности этого боевого искусства до духовного осознания бытия через философию пекити-тирсия.

Мой дед был одаренным, высокообразованным человеком. Уже в юности он был учителем высшей школы, владел испанским, английским языками, латынью, местным илоканский диалектом. Он обладал властным и прямолинейным характером, умел управлять людьми. Он никогда не отводил взгляда от собеседника ни во время официальных бесед, ни на дружеских встречах, никогда не вытягивал руки вдоль тела и никому не позволял стоять за его спиной. Наиболее значимым успехом его жизни было избрание на должность главного шефа полиции города Виктории в начале 30-х годов прошлого века.

В те времена Виктория славилась лучшим сахаром, экспортируемым во многие страны мира, и была хорошо известна добытчикам тростника. Криминогенная обстановка в этом районе была напряженная, несколько банд конкурировали за тростниковые плантации. Дед ввел строгую дисциплину, обязал полицейских носить униформу. Под его руководством были введены регулярные тренировки, на которых особое внимание уделялось техникам задержания преступника, работе полицейской дубинкой. Особенно важным были навыки защиты против ножа для сбора тростника, имеющего широкое лезвие и длину 14 дюймов. Бандиты использовали эти ножи во время грабежа и в стычках друг с другом.

И тренируя меня, дед не делал никаких скидок на мой малый возраст. В течение первых 3 лет я отрабатывал на высоком столе перемещения по прямым и обратным треугольникам и ничего, кроме них. Мой дед наблюдал за мной и, если я ошибался, бил меня кнутом по ногам. Только когда мне исполнилось 9 лет, дед показал мне несколько приемов ножевого боя, ничего не объясняя. В этом возрасте я получил свой первый урок с ножом талибонг в качестве тренировочного оружия. Дед дал его мне, чтобы я почувствовал силу настоящего клинка. Я тренировался под палящим солнцем, отрабатывал перемещения, обходя высокую траву и небольшие деревья. И это очень хорошая имитация реального боя.

После отработки перемещений я начал изучать работу клинком. Палка, сделанная из ротанговой пальмы и твердого дерева бахи, заменяла мне настоящий меч. Палка, вообще, очень хорошо подготавливает руки и делает освоение ножа более легким. Техники, которые мне показывал дед, стали более сложными - к перемещениям по треугольникам добавилась работа руками. Каждое движение должно было быть одним из трех приемов - атака, контратака, защита от контратаки противника. Все это готовило меня к спаррингу, который является обязательной проверкой для перехода на более высокий уровень.

В основе процесса обучения боевому искусству пекити-тирсия лежит философия кали. Суть ее - это дисциплина сознания и тела как обязательные качества для освоения техники и понимания принципов ножевого боя. Ученик воспитывает в себе эти качества, выполняя физические упражнения на повышение силы и выносливости и оттачивая технику приемов.

После того, как освоена работа одним ножом (мечем, палкой), к тренировкам добавляют двойное оружие - меч и палка, нож и меч, два ножа и т.п. Конечная цель обучения пекити-тирсия - освоение раздела Contra-Tirsia Dubla-Dos. Это один из секретов пекити-тирсия, доступный только тем, кто достиг высшего мастерства.

Обучения занимает много времени, но благодаря системности, последовательному переходу от простого к сложному и постоянным спаррингам, время обучения возможно существенно сократить. По моему опыту хороших результатов можно достичь за 5 лет непрерывных тренировок. Но чтобы стать настоящим бойцом, этого не достаточно. Только тот, чьи предки были воинами и участвовали в сражениях, сможет освоить пекити-тирсия в полной мере, потому что мы имеем родовую память и храним опыт предыдущих поколений.

История

Пекити-тирсия кали самодостаточна. Эта система имеет малазийские корни, на это указывает слово "кали" в названии - оно малазийского происхождения. Техники пекити-тирсия как боевого искусства Филиппин собрали в себе опыт, полученный нашими великими предками задолго до прихода на острова испанцев. Предки отбирали самое лучшее, самые эффективные приемы, чтобы соответствовать своему времени. Считается, что великий воин Лапу-Лапу убил Фернана Магеллана при помощи кали. Причем он не использовал меч, а атаковал палками, не обращая внимания на железные латы Магеллана, и только когда тот потерял сознание, отрубил ему голову мечем кампилан.

Филиппинское кали очень древнее искусство. Мы нашли много общего между филиппинским кали и индонезийским пенчак силат, малазийским бер силат, таиландский краби крабонг и тайским боксом муай тай: встречаются одинаковые названия приемов, прослеживается общие черты в техниках и построении учебного процесса. Это говорит о том, что кали принесли с собой первые жители архипелага - переселенцы из Тайваня и Борнео, предки племен ита и аэта, которые до сих пор обитают во внутренних районах Лусона, Висайских островов, Палавана и др. Сейчас, в отдаленных горных поселениях можно найти племена, в которых сохранилась первобытное кали и как боевая система, и как религия.

Колонизация

Испанцы, американцы, японцы - это все, что следует сказать. Филиппинские боевые искусства очень действенны именно благодаря нашей непростой истории. Филиппинские бойцы оттачивали свое мастерство в освободительных войнах и смогли выстоять благодаря тому, что владели сильнейшим инструментом для борьбы, а также благодаря особой философии кали (верить в жизнь, но не в смерть; верить в успех, но не в поражение; верить в здоровье, но не в болезнь).

Филиппинские боевые искусства проверены в реальных сражениях, техники отточены многими поколениями воинов. Может ли какое-либо из современных боевых искусств быть столь же эффективным?

по мотивам статьи Лео Гайе, мл.(взято с www.texaskali.org)